Формирование речи — одна из основных характеристик, касающаяся общего развития ребенка. Дети, которые нормально развиваются, имеют хорошие способности для овладения родным языком. Но всё же речь — это особая психическая функция, которую обеспечивает головной мозг, и нужно вовремя успеть заметить любые отклонения в ее развитии. Нормальное формирование речи начинается тогда, когда кора головного мозга достигает определенной стадии зрелости, сформировывается артикуляционный аппарат, сохраняется слух. Еще один немаловажный фактор — наличие полноценного речевого окружения у ребенка с самых первых дней его жизни.

Причинами задержек развития речи могут являться патология протекания беременности и родов, поражение органов слуха, нарушение функций артикуляционного аппарата, общая задержка психического развития ребенка, воздействие наследственных и негативных социальных факторов. Проблемы с освоением речи также характерны для детей, отстающих в физическом развитии, перенесших тяжелые заболевания в раннем возрасте, ослабленных и неполноценно питающихся.

Виды речевых расстройств у детей

Нарушения речи можно разделить на два типа:
1) Внешнее (фонационное) оформление высказывания (произносительные расстройства речи);
2) Внутреннее (структурно-семантическое) оформление высказывания (системное или полиморфное расстройство речи).

Затруднения речи внешнего оформления высказывания могут наблюдаться отдельно или в различных комбинациях. В связи с этим в логопедии выделяют следующие виды нарушений:

1. Дисфония и афония — это расстройства или полное отсутствие фонации из-за наличия патологических изменений в голосовом аппарате. Характеризуется полным отсутствием фонации или нарушением высоты, силы и тембра голоса. Данное расстройство может быть обусловлено функциональными или органическими расстройствами голосообразующего механизма и появиться на любой стадии развития ребенка.

2. Брадилалия — темп речи с патологическим замедлением. Характеризуется замедленной реализацией артикуляторной речевой программы.

3. Тахилалия — темп речи с патологическим ускорением. Характеризуется ускоренной реализацией артикуляторной речевой программы.

Важно знать, что при замедленном темпе речи она оказывается более вялой, растянутой, монотонной. ПриВиды речевых расстройств  ускоренном — торопливой, стремительной. Ускоренный темп речи иногда сопровождается аграмматизмами, которые выделяют как отдельные нарушения (баттаризм, парафразия). В тех случаях, когда патологически ускоренную речь сопровождают необоснованные паузы, запинки, спотыкания, она называется полтерном. Причиной нарушенного темпа речи служит нарушение ритма и плавности речевого процесса.

4. Заикание — это нарушение организации речи, при котором мышцы речевого аппарата находятся в судорожном состоянии. Является центрально обусловленным и возникает в основном в процессе речевого развитие ребенка.

5. Дислалия — расстройство звукопроизношения, при котором сохраняется нормальный слух и иннервация речевого аппарата. Проявляется в искаженном звуковом оформлении речи и характеризуется неправильным произношением звуков или их заменой и смешением.

6. Ринолалия — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими расстройствами речевого аппарата. Характеризуется патологическим изменением тембра голоса,
при котором голосовая струя воздуха при выдохе в процессе произнесения всех звуков речи проходит в носовую полость, в результате чего в ней образуется резонанс.

7. Дизартрия — произносительное расстройство речи, характеризующееся недостаточной иннервацией речевого аппарата. Этот дефект возникает в основном из-за церебрального паралича, приобретенного в раннем возрасте.

К затруднениям речи внутреннего оформления высказывания относятся два вида: алалия и афазия.
Алалия — отсутствие или недостаточное развитие речи из-за поражения речевых участков коры головного мозга во время внутриутробного или раннего периода развития ребенка.

Стоит отметить, что алалия является одним из самых сложных дефектов речи, для которого характерны нарушения операций отбора и анализирования на всех стадиях рождения и приема речевого высказывания, из-за чего речевая деятельность ребенка оказывается не сформированной.

Афазия — это полная или частная потеря речи вследствие локальных поражений головного мозга.
Ребенок может потерять речь в результате нейроинфекции, черепно-мозговых травм или опухолей мозга после того, как уже произошло формирование речи.

Лечение речевых расстройств у детей

Для эффективной помощи ребенку с задержкой в речевом развитии, нужен комплексный подход и совместная работа специалистов разного профиля (логопедов, врачей, педагогов, психологов). Не обойтись также и без активного участия родителей ребенка. Крайне важно направить эти совместные усилия на раннее обнаружение и своевременную коррекцию нарушений речи у детей.

Коррекционная работа при расстройствах речевого развития у детей включает в себя логопедическую работу, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическую помощь ребенку и его семье, а также лечение медикаментами.

Наиболее долгий и сложный курс лечения проходит у детей, страдающих алалией. Поэтому кроме проведения логопедической и психолого-педагогической коррекции таким детям рекомендуется назначать повторные терапевтические курсы ноотропными препаратами.

Ноотропы представляют собой группу лекарственных средств, различающихся по составу и механизму действия, но имеющие целый ряд общих свойств: благоприятно воздействуют на интегративные функции мозга, облегчают процессы обучения, улучшают память, стимулируют умственную деятельность, увеличивают устойчивость мозга к неблагоприятным факторам.

Повторное назначение ноотропов может быть вызвано еще и тем, что кроме речевых нарушений у большинства детей с алалиями необходимо преодолевать сопутствующие двигательные, познавательные и поведенческие расстройства. Ноотропные препараты следует назначать в виде монотерапии, при этом уделяя внимание индивидуальному подбору дозировок и продолжительности лечения. В течение первых дней приема препаратов рекомендуется постепенно наращивать дозы. Курсы лечения обычно длятся от 1 до 3 месяцев.

У детей редко наблюдаются побочные эффекты при лечении ноотропными препаратами, они, как правило, нестойкие и слабо выражены. Они нередко возникают при недостаточно жестком родительском контроле и некорректном соблюдении режима применения препаратов. К возможным побочным эффектам терапии ноотропными препаратами относятся: увеличение эмоционального возбуждения, раздражительности, трудный отход ко сну и беспокойный сон.

Совет: если появились подобные жалобы, то необходимо уточнить режим назначения препарата и немного понизить дозу.

В заключение нужно еще раз обратить внимание на необходимость раннего обнаружения, своевременную и комплексную диагностику и коррекцию нарушений развития речи у детей, а также на объединение усилий врачей, педагогов, логопедов и психологов.



Комментарии закрыты.